[Сайт креативного инженера ]
Главная » 2014 » Май » 15 » Путешествие в космос может замедлить старение
19:09
Путешествие в космос может замедлить старение

У червей нематод во время пребывания на орбитальной космической станции процессы старения замедлились.

Нематоды Caenorhabditis elegans, побывавшие на Международной космической станции, озадачили учёных: у червей после полёта в космос затормозилось старение. До сих пор считалось, что в условиях невесомости организм человека или животного испытывает физиологический стресс, начинается атрофия мышц и ускоряется старение. Всё это было неоднократно подтверждено в экспериментах, сообщает «Компьюлента» со ссылкой на ScienceNews.

То же самое готовились увидеть учёные из Токийского института геронтологии (Япония), когда отправляли на орбиту нематод. Черви провели в космосе 11 дней - довольно солидный срок, в переводе на человеческие параметры соответствующий 16 годам. Когда нематоды вернулись, исследователи не обнаружили у них ни признаков атрофии мышц, ни усиленного накопления белка Q35, который сопровождает возрастные изменения в организме. Более того, черви, которые всё это время находились на Земле, постарели сильнее, чем их товарищи астронавты. Правда, учёные не могут утверждать, сказалось ли путешествие в космос на реальной продолжительности жизни нематод: червей сразу после прибытия заморозили, чтобы зафиксировать те изменения, что произошли с ними на орбите.

Как пишут исследователи в Scientific Reports, у нематод- «космонавтов» была понижена активность 199 генов. Среди таковых было одиннадцать, которые регулируют передачу сигналов по нервной и эндокринной системам. Мутации в семи из них, приводящие к подавлению активности гена, удлиняли срок жизни червя и без путешествия на орбиту. Некоторые из этих генов кодируют белки нейронов, два - белки, синтезируемые мышечными клетками. Кроме того, подавление активности в трёх генах из этой семёрки подавляло накопление «возрастного» белка Q35.

Очевидно, что замедление старения происходило из-за общего замедления метаболизма ввиду подавления генетической активности. Связь между скоростью метаболизма и скоростью старения известна давно. Но удивительно то, что нематоды отреагировали таким образом, будучи в космосе, где другие организмы отвечают на стресс иначе.

Возможно, если удастся понять, как именно нематоды подавляют активность своих генов, этот же механизм для продления жизни можно будет использовать у человека.

Источник: «Компьюлента»